Даже самым опытным автолюбителям ничто не гарантирует безаварийную езду. Согласно законодательству все транспортные средства на территории РФ должны быть застрахованы. При этом в случае дорожно-транспортного происшествия пострадавшему будет компенсированы убытки. С недавних пор есть выбор – получить денежную выплату или согласиться на ремонт машины по ОСАГО. Об особенностях последнего предложения читайте в нашей статье.
Порядок обращения в страховую компанию
Если ДТП все-таки произошло, надо, не теряя времени, собрать необходимые документы для возмещения ущерба.
При задержке с обращением в финансовую организацию можно и вовсе остаться без выплат. Доказывать свою правоту в таком случае придется в суде. Поэтому все же лучше не тянуть с оформлением и уложиться в положенный срок.
Рассчитывать на компенсацию может только пострадавший участник, вины которого в происшествии нет.
Сообщить в компанию о дорожно-транспортном происшествии можно и по телефону, но в течение 15 дней все равно придется ее посетить и предоставить необходимый пакет документов. Обычно он включает в себя оригиналы и копии следующих документов:
- Заявление.
- Паспорт или другой документ, подтверждающий личность.
- Водительское удостоверение.
- ПТС или доверенность, если машина не собственность пострадавшего.
- Регистрационное свидетельство.
- Справка из ГИБДД.
- Документ, подтверждающий происшествие, подписанный виновником ДТП.
Обязательно в двухнедельный срок написать заявление. Остальные документы можно будет донести и позже.
В течение пяти рабочих дней после обращения в организацию проводится экспертиза. На рассмотрение заявления выделяется еще 30 дней.
При проведении экспертизы специалист оценит повреждения, полученные в результате ДТП, и, исходя их них, вычислит стоимость ремонтных работ.
После этого владельцу предложат на выбор денежную компенсацию или ремонт автомобиля по ОСАГО. В последнем случае, оплату услуг мастерской производит страховая компания.
Оценка ущерба и определение стоимости услуги
При проведении оценки повреждений транспортного средства потребуются документы:
- Справка о происшествии (форма 748).
- Паспорт технического средства.
- Документально подтвержденные сведения о предыдущих починках.
Для определения цены восстановительных работ существует единая методика, разработанная Российским союзом автостраховщиков (РСА).
При этом учитывается:
- Общая ценность транспортного средства для определения целесообразности починки при большом объеме повреждений. При необходимости утилизации возможно только денежное возмещение.
- Утрата товарной стоимости для автомобиля, возраст которого меньше 5 лет. Она оплачивается отдельно.
- Если восстановление невозможно, рассчитывается стоимость годных остатков. Ее размер вычитается из общей цены машины при расчете компенсации.
- Средняя цена деталей и расходных материалов, а также плата за работы для расчета суммы ремонта по ОСАГО.
На официальном сайте РСА (www.autoins.ru) с помощью сервиса «Калькулятор» можно рассчитать денежный размер починки самостоятельно.
Данный вид страхования не подразумевает выплаты, превышающие 400 000 рублей. Если указанной суммы не хватает на покрытие ущерба, доплачивать разницу должен виновник ДТП.
Особенности и сроки восстановительных работ
При выборе ремонта вместо выплаты по ОСАГО, автовладелец должен сообщить о своем решении финансовой компании. После чего организация предоставит пострадавшему список станций технического обслуживания (СТО), с которыми у нее подписан контракт. Починку неисправностей можно осуществить только в предложенных местах, в свою автомастерскую обратиться нельзя. Следует иметь в виду, что агентства редко заключают договор на ремонт по ОСАГО у официальных дилеров. Такая возможность есть, но стоить это будет дороже, чем обращение к малоизвестным СТО.
Между страховщиком, хозяином машины и СТО заключается договор, который должен содержать определенные моменты:
- перечень необходимых ремонтных работ;
- стоимость предоставляемых услуг;
- сроки исполнения.
Считается, что в скором решении вопроса заинтересованы все стороны, однако на практике может быть и несколько иначе.
Если с денежной компенсацией сроки выплат установлены законодательно временной границей в один месяц, то сроки исполнения починки нигде не прописаны. А значит, что исправление поломок может затянуться на длительный период. Мастерская отдаст машину только после оплаты со стороны финансовой компании, которая в свою очередь должна осуществляться только после завершения восстановительных работ.
Соответственно, если организация тянет с выплатой по договору СТО, увеличивается и время ожидания для владельца транспортного средства. При отказе агентства рассчитываться с автомастерской, решение вопроса может быть только в судебном порядке, при этом обвинение надо предъявлять страховщику, а не ремонтникам.
Однако есть и преимущества, т.к. в случае неудовлетворения проделанной работой, есть рычаг давления на автомехаников через финансовую организацию.
Преимущества и недостатки
Выбор ремонта авто после ДТП по ОСАГО имеет как преимущества, так и недостатки, причем последних больше.
К преимуществам можно отнести отсутствие временных затрат и усилий со своей стороны по поиску автомастерской. Страховая компания предложит несколько вариантов, из которых надо будет выбрать. Останется только привезти на место машину и забрать ее после бесплатного для владельца авто ремонта.
С другой стороны, невозможность выбрать проверенную СТО будет недостатком предложенного варианта. В стремлении сэкономить финансовые организации обычно предпочитают самые недорогие конторы, а соответственно и хорошего результата ожидать не придется. К тому же в аналогичных случаях стоимость восстановительных работ обычно ниже, чем денежная компенсация.
Процесс рассчитан на полную изоляцию владельца машины и работников, осуществляющих починку. Значит, никак повлиять на ход процесса автолюбитель не сможет, а сами автомеханики могут оказаться нечистыми на руку и вместо положенной процедуры осуществить более дешевый и некачественный вариант. Кроме того, сумма ремонта авто по ОСАГО ограничена допустимой границей в 400 000р., соответственно, если ущерб превышает указанную цифру, доплачивать придется хозяину машины.
Сроки исполнения тоже могут разочаровать пострадавшего.
Возникшие вопросы, конечно, можно будет потом решить в судебном порядке, но это приведет к лишним хлопотам, потери времени и средств при негарантированном результате. Финансовые организации обычно имеют очень сильных юристов и выигрывают дела у физических лиц.
Вместо заключения
Большинство автовладельцев в случае ДТП предпочитают все же остановиться на денежных выплатах, чем осуществлять ремонт по ОСАГО. Бесплатная замена поврежденных элементов при посредничестве страховой компании может, в конечном счете, выйти дороже из-за низкого качества предоставляемых услуг. Но при желании все-таки выбрать восстановительные работы, надо обязательно составить контракт с участием всех трех сторон, задействованных в процессе.